Социальная ипотека в регионах в 2024 году
Алтайский край
Амурская область
Архангельская область
Астраханская область
Белгородская область
Брянская область
Владимирская область
Волгоградская область
Вологодская область
Воронежская область
Еврейская автономная область
Забайкальский край
Ивановская область
Иркутская область
Кабардино-Балкарская Республика
Калининградская область
Калужская область
Камчатский край
Карачаево-Черкесская Республика
Кемеровская область
Кировская область
Костромская область
Краснодарский край
Красноярский край
Курганская область
Курская область
Ленинградская область
Липецкая область
Магаданская область
Москва
Московская область
Мурманская область
Ненецкий АО
Нижегородская область
Новгородская область
Новосибирская область
Омская область
Оренбургская область
Орловская область
Пензенская область
Пермский край
Приморский край
Псковская область
Республика Адыгея
Республика Алтай
Республика Башкортостан
Республика Бурятия
Республика Дагестан
Республика Ингушетия
Республика Калмыкия
Республика Карелия
Республика Коми
Республика Крым
Республика Марий Эл
Республика Мордовия
Республика Саха (Якутия)
Республика Северная Осетия — Алания
Республика Татарстан
Республика Тыва
Республика Хакасия
Ростовская область
Рязанская область
Самарская область
Санкт-Петербург
Саратовская область
Сахалинская область
Свердловская область
Севастополь
Смоленская область
Ставропольский край
Тамбовская область
Тверская область
Томская область
Тульская область
Тюменская область
Удмуртская Республика
Ульяновская область
Хабаровский край
Ханты-Мансийский АО — Югра
Челябинская область
Чеченская Республика
Чувашская Республика
Чукотский АО
Ямало-Ненецкий АО
Ярославская область
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 января 2000 г. № 28 "О мерах по развитию системы ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации" (в дальнейшем по тексту - Постановление N 28) определена Концепция развития системы ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации, которая предусматривает меры государственной бюджетной поддержки приобретения жилья с привлечением ипотечного кредита населением посредством:
- системы целевых адресных субсидий;
- льготной процентной ставки по ипотечному кредиту;
- дотирования процентной ставки по ипотечному кредиту.
При всем при этом система ипотечного кредитования должна носить рыночный, а не дотационный характер, быть полностью прозрачной и понятной всем участникам процесса ипотечного кредитования.
В соответствии с Постановлением N 28 социальная ипотека в регионах развивается на основе региональных долгосрочных целевых программ ипотечного жилищного кредитования и программ социальной поддержки граждан в сфере ипотечного кредитования, часть из которых можно найти выше по региону своего проживания.
Основа этих программ - активная роль органов исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления в решении вопросов привлечения средств граждан в строительную сферу и использования ресурсов региональных и местных бюджетов.
Целевые субсидии на приобретение жилья могут предоставляться как за счет средств федерального бюджета, так и средств региональных бюджетов, бюджетов муниципальных образований и средств предприятий. Субсидирование ипотеки снижает бремя нагрузки заемщика и в значительной степени увеличивает его кредитные возможности, что делает ипотеку более доступной. Размер субсидии и категории граждан, которые могут претендовать на ее получение на региональном уровне устанавливается нормативно-правовыми актами субъектов РФ.
Дифференциация территорий по типам востребованных и предоставляемых ипотечных жилищных кредитов определяется типом населенного пункта, уровнем развития рынка жилья и историческими особенностями развития регионов. В целях повышения эффективности программ ипотечного жилищного кредитования населения открытому акционерному обществу "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию" (АИЖК - ДОМ.РФ) поручено предложить набор инструментов, которые позволят снизить нагрузку на региональные бюджеты.
При этом одной из важнейших стратегических целей деятельности АИЖК как института развития рынка ипотечного жилищного кредитования является создание механизмов предоставления специальных ипотечных кредитов для социально приоритетных категорий населения по ставке (учитывающей субсидии на приобретение жилья, средства материнского капитала) не выше инфляции на 2,2 процентного пункта к 2018 году. Социальная ипотека от АИЖК должна работать во всех российских регионах, включая воссоединившиеся Крым и Севастополь.
Доступность таких ипотечных жилищных кредитов для социально приоритетных категорий населения будет обеспечиваться как за счет разработки специальных кредитных продуктов, позволяющих снизить платеж по таким кредитам по сравнению с предлагаемыми на рынке, и снижения требований к первоначальному взносу при наличии ипотечного страхования, так и за счет повышения их доступности путем предоставления возможности оплаты первоначального взноса и ежемесячных платежей за счет бюджетных средств, выделяемых на обеспечение жильем отдельным категориям граждан.
Органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления должны способствовать повышению доступности ипотечных жилищных кредитов для социально приоритетных категорий граждан и проводить жилищную политику через свои региональные институты развития, основной деятельностью которых является организация и развитие ипотечного жилищного кредитования на территориях субъектов РФ.
Региональным институтам развития ипотечного жилищного кредитования отводится важная роль . В перспективе предполагается их специализация по разработке и запуску специальных программ ипотечного жилищного кредитования на региональном уровне.
В частности, разрабатываются и реализуются региональные ипотечные программы для молодых учителей на принципах социальной ипотеки, часть из которых можно найти выше по региону своего проживания.