Закон Республики Татарстан от 27 декабря 2004 г. N 69-ЗРТ "О государственной поддержке развития жилищного строительства в Республике Татарстан"


ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКЕ РАЗВИТИЯ ЖИЛИЩНОГО

СТРОИТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН

Принят

Государственным Советом

Республики Татарстан

9 декабря 2004 года

(в ред. Законов РТ от 13.07.2005 N 83-ЗРТ, от 20.05.2008 N 15-ЗРТ, N 21-ЗРТ, от 05.07.2013 N 55-ЗРТ, от 30.06.2014 N 54-ЗРТ, от 28.03.2015 N 17-ЗРТ)

Настоящий Закон направлен на реализацию конституционного права граждан на жилище, объединение усилий государственных органов, органов местного самоуправления и организаций всех форм собственности по развитию жилищного строительства и формирование рынка доступного жилья в Республике Татарстан.

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Предмет правового регулирования настоящего Закона

Настоящий Закон регулирует отношения в области государственной поддержки развития жилищного строительства в Республике Татарстан, в том числе возникающие в связи с приобретением, строительством или реконструкцией гражданами индивидуального и многоквартирного жилья и объектов инженерной инфраструктуры, посредством реализации различных жилищных программ как за счет государственных, внебюджетных, так и привлеченных средств.

Настоящий Закон распространяется на органы местного самоуправления, заключившие договоры с органами государственной власти Республики Татарстан об участии в реализации мер государственной поддержки развития жилищного строительства в Республике Татарстан.

Статья 2. Правовая основа настоящего Закона

Правовую основу настоящего Закона составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, Конституция Республики Татарстан, законы и иные нормативные правовые акты Республики Татарстан.

Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

В целях настоящего Закона используются следующие основные понятия:

социальная ипотека - предоставление гражданам жилья в рассрочку в соответствии с основными требованиями, предъявляемыми к государственной поддержке развития жилищного строительства;

ипотечное жилищное кредитование - предоставление гражданам целевых займов специализированными ипотечными организациями для приобретения, строительства или реконструкции жилья и объектов инженерной инфраструктуры под ипотеку, а также кредитов - банками или иными кредитными организациями на основании договоров со специализированными ипотечными организациями;

основные требования, предъявляемые к государственной поддержке развития жилищного строительства в системе социальной ипотеки, - определяемые в соответствии с настоящим Законом требования к условиям предоставления жилья в рассрочку, порядку заключения и существенным условиям договоров, регулирующих отношения между участниками системы социальной ипотеки;

стандарты ипотечного жилищного кредитования - требования к условиям выдачи ипотечных жилищных кредитов (целевых займов), порядку заключения и существенным условиям договоров, регулирующих отношения между участниками системы ипотечного жилищного кредитования;

норматив общей площади жилых помещений, предоставляемой на принципах социальной ипотеки, - размер площади жилых помещений, в рамках которой осуществляется государственная поддержка граждан в реализации прав на жилище на принципах социальной ипотеки;

специализированные организации - республиканские некоммерческие организации или органы, созданные или уполномоченные Президентом Республики Татарстан в соответствии с настоящим Законом в целях его непосредственной реализации;

специализированные ипотечные организации - организации, уполномоченные Кабинетом Министров Республики Татарстан в целях развития ипотечного жилищного кредитования;

государственный резерв земель Республики Татарстан - совокупность свободных земельных участков, решение о резервировании которых для государственных нужд Республики Татарстан принято в установленном законодательством порядке и распоряжение которыми осуществляется Кабинетом Министров Республики Татарстан;

капитализация земельных участков - получение доли инвестиционной или продажной стоимости жилых домов и (или) иных объектов, приходящейся на земельный участок или за право его застройки;

объекты инженерной инфраструктуры - объекты тепло-, водо-, газо-, электроснабжения, водоотведения (канализации), благоустройства, возводимые (реконструируемые) в процессе жилищного строительства.

Статья 4. Принципы государственной поддержки развития жилищного строительства

Государственная поддержка развития жилищного строительства в Республике Татарстан осуществляется на основе принципов доступности, обеспечения содействия органов государственной власти и органов местного самоуправления в Республике Татарстан реализации жителями Республики Татарстан конституционного права на жилище, платности, срочности, возвратности, адресности государственной поддержки с учетом доходов граждан, обеспечения защиты прав граждан и инвесторов.

Статья 5. Субъекты, принимающие участие в развитии жилищного строительства

В реализации настоящего Закона принимают участие:

1) органы государственной власти Республики Татарстан;

2) органы местного самоуправления;

3) граждане, отвечающие основным требованиям, предъявляемым к государственной поддержке развития жилищного строительства;

4) специализированные организации;

5) специализированные ипотечные организации;

6) потребительские жилищные кооперативы, взаимодействующие на договорной основе со специализированными организациями;

7) организации всех форм собственности, участвующие в финансировании программ развития жилищного строительства в Республике Татарстан (далее - организации всех форм собственности), взаимодействующие на договорной основе со специализированными организациями, специализированными ипотечными организациями;

(в ред. Закона РТ от 28.03.2015 N 17-ЗРТ)

8) иные организации, взаимодействующие на договорной основе со специализированными организациями.

Статья 6. Источники финансирования развития жилищного строительства

1. Источниками финансирования развития жилищного строительства в Республике Татарстан могут являться:

1) средства, полученные от капитализации земельных участков из государственного резерва земель Республики Татарстан;

2) средства организаций всех форм собственности на добровольной основе;

3) средства институциональных инвесторов (пенсионных фондов, страховых, кредитных и иных организаций) и других инвесторов;

4) внебюджетные средства;

5) средства физических лиц;

6) средства бюджета Республики Татарстан и местных бюджетов (по решению соответствующих органов местного самоуправления);

7) средства федерального бюджета;

8) иные средства.

2. Формирование и использование средств на финансирование развития жилищного строительства, поступающих из источников, установленных частью 1 настоящей статьи, и средств, направленных из других источников на финансирование строительства жилья по программе социальной ипотеки, координируются Президентом Республики Татарстан в соответствии с законодательством.

Статья 6.1. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для жилищного строительства

(в ред. Закона РТ от 05.07.2013 N 55-ЗРТ)

(введена Законом РТ от 20.05.2008 N 21-ЗРТ)

1. Для осуществления на территории Республики Татарстан жилищного строительства земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены бесплатно:

(в ред. Закона РТ от 05.07.2013 N 55-ЗРТ)

однократно в собственность граждан, участвующих в социальной ипотеке, реализуемой в рамках настоящего Закона, из числа зарегистрированных по месту постоянного проживания в сельских поселениях молодых специалистов, работников бюджетной сферы и сельскохозяйственной отрасли для осуществления индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства в случае, если они заключили договоры, предусматривающие инвестиции, со специализированной организацией, осуществляющей деятельность в соответствии с основными направлениями, предусмотренными статьей 9 настоящего Закона;

в собственность специализированной организации (республиканской некоммерческой организации) для осуществления деятельности в системе социальной ипотеки, а также реализации мер государственной поддержки отдельных категорий граждан по улучшению жилищных условий в соответствии с законодательством.

(в ред. Закона РТ от 05.07.2013 N 55-ЗРТ)

2. Перечень документов, необходимых для принятия решения о бесплатном предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в рамках настоящего Закона, определяется Кабинетом Министров Республики Татарстан.

Глава 2. УЧАСТИЕ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН, ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ,

СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ И СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ

ИПОТЕЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РАЗВИТИИ ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

Статья 7. Полномочия органов государственной власти Республики Татарстан в области развития жилищного строительства

1. Президент Республики Татарстан определяет государственную политику в области государственной поддержки развития жилищного строительства, создает или уполномочивает специализированные организации, определяет порядок и направления их деятельности, осуществляет иные полномочия, установленные настоящим Законом.

2. Государственный Совет Республики Татарстан осуществляет законодательное регулирование в области государственной поддержки развития жилищного строительства в Республике Татарстан.

3. Кабинет Министров Республики Татарстан:

1) координирует деятельность по разработке, утверждению и реализации программ развития территорий и жилищного строительства в Республике Татарстан, осуществляемых в соответствии с целями, установленными настоящим Законом;

2) ежегодно при составлении проекта бюджета Республики Татарстан на очередной финансовый год предусматривает средства на государственную поддержку развития жилищного строительства в Республике Татарстан;

3) предоставляет государственные гарантии за счет бюджета Республики Татарстан в порядке и на условиях, определенных бюджетным законодательством;

4) заключает в установленном законодательством порядке договоры с органами местного самоуправления о взаимодействии в области государственной поддержки развития жилищного строительства, договоры о порядке формирования и использования государственного резерва земель Республики Татарстан;

5) вырабатывает механизмы, направленные на привлечение внебюджетных средств в жилищное строительство в Республике Татарстан;

6) осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Татарстан.

Статья 8. Взаимодействие органов местного самоуправления с органами исполнительной власти Республики Татарстан и специализированными организациями в области развития жилищного строительства

Органы местного самоуправления в соответствии с принятыми ими решениями:

1) совместно со специализированными организациями проводят работу по организации формирования земельных участков и их подготовки к строительству;

2) принимают решения о включении свободных земельных участков в государственный резерв земель Республики Татарстан и заключают соответствующие договоры;

3) разрабатывают планы освоения земельных участков, включенных в состав государственного резерва земель Республики Татарстан, в соответствии с утвержденной в установленном порядке градостроительной документацией о градостроительном планировании развития территорий поселений и об их застройке;

4) участвуют в принятии решений по использованию земельных участков из государственного резерва земель Республики Татарстан;

5) осуществляют учет семей и ведут реестр нуждающихся в государственной поддержке в улучшении жилищных условий в соответствии с законодательством, предоставляют реестр в специализированные организации;

6) способствуют созданию объединений граждан в форме потребительских жилищных кооперативов и товариществ собственников жилья.

Статья 8.1. Взаимодействие организаций всех форм собственности со специализированными организациями

(введена Законом РТ от 28.03.2015 N 17-ЗРТ)

Организации всех форм собственности в соответствии с принятыми ими решениями осуществляют учет и ведут реестр семей своих работников, нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки, предоставляют реестр в специализированные организации.

Статья 9. Основные направления деятельности специализированных организаций

Специализированные организации в пределах своих полномочий:

1) реализуют на территории городских и сельских населенных пунктов Республики Татарстан программы развития жилищного строительства в Республике Татарстан и в этих целях взаимодействуют с органами местного самоуправления и организациями всех форм собственности;

(в ред. Закона РТ от 28.03.2015 N 17-ЗРТ)

2) согласовывают разработанные органами местного самоуправления планы освоения земельных участков, включенных в состав государственного резерва земель Республики Татарстан, в соответствии с утвержденной в установленном порядке градостроительной документацией о градостроительном планировании развития территорий поселений и об их застройке и предоставляют в установленном порядке в Кабинет Министров Республики Татарстан;

3) осуществляют организацию строительства и финансирование объектов, выступают заказчиками, застройщиками в соответствии с согласованными с органами местного самоуправления планами и утвержденной инвестиционной программой специализированной организации;

4) вносят предложения по повышению эффективности использования земельных участков, включенных в государственный резерв земель Республики Татарстан;

5) согласовывают перечни земельных участков для включения в государственный резерв земель Республики Татарстан;

6) ведут реестр земельных участков, включенных в государственный резерв земель Республики Татарстан;

7) вносят проекты постановлений Кабинета Министров Республики Татарстан об использовании конкретных земельных участков, включенных в государственный резерв земель Республики Татарстан;

8) организуют и проводят мероприятия по капитализации, продаже и покупке земельных участков и прав на заключение договоров долевого участия в строительстве, аренде земельных участков, а также подготовке земельных участков, включенных в государственный резерв земель Республики Татарстан, к строительству жилья и других объектов;

9) организуют и проводят мероприятия по оформлению прав собственности специализированной организации на земельные участки, предоставленные им в рамках настоящего Закона для осуществления жилищного строительства;

(п. 9 введен Законом РТ от 20.05.2008 N 21-ЗРТ)

10) осуществляют контроль за надлежащим целевым использованием земельных участков, включенных в государственный резерв земель Республики Татарстан;

11) на основании данных учета, осуществляемого органами местного самоуправления, организациями всех форм собственности, в соответствии с инвестиционной программой направляют потребительскому жилищному кооперативу списки семей, нуждающихся в социальной ипотеке;

(в ред. Закона РТ от 28.03.2015 N 17-ЗРТ)

12) образуют товарищества собственников жилья в строящихся жилых домах;

13) осуществляют иные функции, определяемые Президентом Республики Татарстан.

Статья 10. Основные направления деятельности специализированных ипотечных организаций

Специализированные ипотечные организации в пределах своих полномочий:

1) принимают участие в реализации на территории городских и сельских населенных пунктов Республики Татарстан республиканских программ развития жилищного строительства в Республике Татарстан во взаимодействии с органами местного самоуправления и организациями всех форм собственности;

2) предоставляют целевые займы для приобретения, строительства и реконструкции жилья и объектов инженерной инфраструктуры в соответствии со стандартами ипотечного жилищного кредитования, на основании заключаемого договора;

3) приобретают права требования по ипотечным жилищным кредитам (целевым займам), предоставленным кредитными и иными организациями;

4) покупают и продают закладные по ипотечным жилищным кредитам (целевым займам);

5) участвуют в разработке проектов нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере ипотечного жилищного кредитования;

6) разрабатывают и используют новые формы и методы ипотечного жилищного кредитования, адаптированные к условиям рынка жилья в Республике Татарстан;

7) осуществляют функции регионального оператора агентства по ипотечному жилищному кредитованию на основании заключенных договоров;

8) инвестируют в строительство (реконструкцию) жилья, предназначенного для реализации заемщикам по ипотечным жилищным кредитам (целевым займам);

9) привлекают внебюджетные средства в сферу ипотечного жилищного кредитования;

10) участвуют в разработке и реализации республиканских целевых и комплексных программ, направленных на обеспечение жильем граждан.

Статья 11. Основные требования, предъявляемые к государственной поддержке развития жилищного строительства в системе социальной ипотеки

1. Основные требования, предъявляемые к государственной поддержке развития жилищного строительства в системе социальной ипотеки, включают в себя принятие соответствующими органами:

1) правил и порядка постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки;

2) норматива общей площади жилых помещений, предоставляемых на принципах социальной ипотеки;

3) требований к занятости и размеру дохода;

4) правил и порядка зачета принимаемой в счет оплаты собственности, а также порядка определения ее стоимости;

5) периода рассрочки платежей и размеров первоначального взноса;

6) размеров и порядка индексации стоимости невыкупленной части площади жилых помещений;

7) порядка капитализации земельных участков из государственного резерва земель Республики Татарстан;

8) условий и порядка определения источников финансирования развития жилищного строительства, а также перечня жилищно-коммунальных услуг (их доли), используемых при реализации программ развития жилищного строительства;

9) градостроительных планов развития территорий городских и сельских населенных пунктов Республики Татарстан.

2. Порядок реализации основных требований, определенных пунктами 1 - 8 части 1 настоящей статьи, устанавливается Кабинетом Министров Республики Татарстан.

Глава 3. МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ГРАЖДАН И ИНВЕСТОРОВ И

ПРАВОВЫЕ ГАРАНТИИ В СФЕРЕ ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН

Статья 12. Стандарты ипотечного жилищного кредитования

1. Стандарты ипотечного жилищного кредитования должны содержать следующие основные положения:

1) размер ипотечного жилищного кредита (целевого займа);

2) размер процентной ставки по ипотечному жилищному кредиту (целевому займу) либо порядок ее определения;

3) максимальную величину ежемесячного платежа по ипотечному жилищному кредиту (целевому займу) в зависимости от совокупного дохода семьи заемщика;

4) минимально допустимую сумму собственных средств заемщика, претендующего на получение ипотечного жилищного кредита (целевого займа);

5) срок предоставления ипотечного жилищного кредита (целевого займа);

6) порядок погашения ипотечного жилищного кредита (целевого займа), в том числе указание на право заемщика досрочно погасить задолженность по ипотечному жилищному кредиту (целевому займу);

7) требования к объектам недвижимости, принимаемым в залог;

8) порядок и условия предоставления ипотечных жилищных кредитов (целевых займов) с использованием средств специализированных ипотечных организаций.

2. Условия предоставления ипотечных жилищных кредитов (целевых займов), выдаваемых специализированными ипотечными организациями, устанавливаются указанными организациями в соответствии с законодательством.

Статья 13. Меры государственной поддержки граждан в системе социальной ипотеки

Гражданам в Республике Татарстан в системе социальной ипотеки предоставляются следующие меры государственной поддержки:

1) получение жилья с различным уровнем оплаты первоначального взноса;

2) рассрочка платежей за полученное жилье на период до 28,5 лет;

3) возможность оплаты стоимости жилья собственным трудом и (или) продукцией личного подсобного хозяйства;

4) предоставление невыкупленной части жилья в наем (в том числе в случае невозможности своевременного внесения текущих платежей с возможностью последующего возобновления выкупа жилья);

5) при рождении, а также при усыновлении (удочерении) каждого ребенка семье, реализующей право на жилище в соответствии с настоящим Законом и зарегистрированной в качестве нуждающейся в государственной поддержке в улучшении жилищных условий, предоставляется право на оплату первоначального и текущего взносов за выкупаемое жилье в размерах, установленных законодательством.

(в ред. Законов РТ от 13.07.2005 N 83-ЗРТ, от 20.05.2008 N 15-ЗРТ)

Статья 14. Утратила силу. - Закон РТ от 30.06.2014 N 54-ЗРТ.

Глава 4. ПЕРЕХОДНЫЕ И ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 15. Переходные положения

До создания органов местного самоуправления на уровне городов и районов в Республике Татарстан их полномочия по участию в развитии жилищного строительства, предусмотренные настоящим Законом, исполняют администрации городов и районов Республики Татарстан.

Статья 16. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти дней со дня его официального опубликования.

Президент

Республики Татарстан

М.Ш.ШАЙМИЕВ

Казань, Кремль

27 декабря 2004 года

N 69-ЗРТ



Книги по жилищному кредитованию

Сегодня в продаже:
  • Ипотека в Российской империи
    Издательство: Издательский Дом ВШЭ. Год: 2014.

    Эта монография - первое обобщающее исследование по истории отечественных ипотечных банков, которые являлись важной частью кредитной системы как дореформенной, так и пореформенной России. В ней показана специфика дореформенной ипотеки, когда государство было монополистом в сфере банковского кредита. Большое внимание уделено пореформенным государственным, частным и кооперативным ипотечным банкам. Рассмотрен широкий круг вопросов, характеризующих деятельность...

  • Ипотека. Пошаговая инструкция по оформлению и получению
    Издательство: Эксмо-Пресс. Год: 2012. Серия: Шпаргалка для умных.

    Как выбрать банк и лучшую ипотечную программу? Какие документы необходимо предоставить для рассмотрения заявки кредитором? Почему в получении займа может быть отказано? Можно ли взять кредит без первоначального взноса? Для чего нужна оценка жилья и в чем она заключается? Какие виды страхования являются обязательными при оформлении...